Для ребенка-дошкольника особую важность имеют семейные взаимоотношения. Конфликты в семье, развод, смерть одного из родителей могут привести к нарушению психологического здоровья ребенка. Например, в случае развода родителей или конфликта между ними внутри ребенка может возникнуть конфликт лояльности. Он заключается в том, что ребенок вынужден выбирать, на чьей стороне он находится: на маминой или на папиной.
И если он проявляет любовь к одному из родителей, под угрозой оказываются его отношения с другим. Следствием конфликта лояльности может явиться развитие невротических симптомов: страхов, сильно выраженной общей готовности к реагированию, излишней покорности, недостаточности фантазирования. При этом ребенок чувствует свою ненужность, покинутость, поскольку переживание родителями супружеских конфликтов отвлекает их внимание от эмоциональных трудностях ребенка. Более того, нередко нарушения в развитии ребенка в той или иной степени используются родителями в ссорах, а его душевные страдания вменяются в вину друг другу. Возможен несколько иной вариант, когда родители частично переносят на ребенка свои негативные чувства к партнеру, что делает их отношения довольно противоречивыми, имеющими существенный агрессивный компонент.Важно знать, что конфликты между родителями или развод далеко не всегда имеют такие выраженные неблагоприятные последствия, а только тогда, когда родители бессознательно или осознанно привлекают детей в качестве союзников в борьбе друг против друга. Иногда к такому же итогу приводит рождение в семье второго ребенка, в особенности, если до этого старший являлся кумиром семьи. Преобладающим в этой ситуации является у ребенка чувство одиночества.
Чувство одиночества нередко возникает у дошкольника и в полной семье, если у ребенка нет возможности вступать с родителями в эмоционально близкие отношения. Причинами этого может быть сильная занятость родителей или стремление заниматься собственной жизнью.
Один и тот же внутренний конфликт по-разному проявляется внешне в зависимости от стиля поведения ребенка в конфликте.
Существуют два основных деструктивных стиля поведения в конфликте: пассивный и активный. Пассивный стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением ребенка приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность проявляется в его ригидности, в результате чего ребенок пытается полностью соответствовать желаниям окружающих. Ребенок с преобладанием активных средств, наоборот, занимает активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям.
Нарушения психологического здоровья можно классифицировать по поведенческим признакам:
В младенчестве личностные нарушения проявляются в чувстве незащищенности, активная форма нарушения поведения - защитная агрессивность, пассивная форма - страх; в раннем возрасте - личностные нарушения проявляются в чувстве несвободы и зависимости; активная форма нарушения поведения -деструктивная агрессивность, пассивная форма - социальные страхи; дошкольный возраст - личностные нарушения проявляются в чувстве одиночества, активная форма нарушения поведения в демонстративной агрессивности, пассивная форма - страх самовыражения; подростковый период - личностные нарушения проявляются в чувстве неполноценности; активная форма нарушения поведения - агрессивность, пассивная форма-страх взросления.
Получается, что если следствием резонанса проблем развития в младенчестве и актуальной тревожности родителей является закрепление у ребенка чувства опасности, страха окружающего мира, то при наличии у ребенка активной позиции в поведении отчетливо проявится защитная агрессивность. Основная функция этой агрессии-защита от внешнего мира, который представляется ребенку не безопасным. Поэтому у таких детей в той или иной форме присутствует страх смерти, который они, как правило, отрицают.
Если у ребенка преобладают пассивные формы поведения, то в качестве защиты от чувства опасности и возникающей при этом тревоги ребенок демонстрирует различные страхи.
Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него проявляется деструктивная агрессивность, в пассивном -социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. Соответственно появляется проблема проявления гнева. В раннем возрасте агрессивные действия являются для ребенка не просто нормальной, но и особо важной формой активности - предпосылкой его последующей успешной социализации. Агрессивные действия ребенка - это сообщение о своих потребностях, заявление о себе, установление своего места в мире. Однако сложность состоит в том, что первые агрессивные действия направляются на мать и близких людей, которые часто из самых лучших побуждений не допускают их проявления. И если ребенок столкнется с неодобрением проявлений своего гнева, отвержения и тем, что он считает потерей любви, он будет делать все, чтобы избежать открытого проявления гнева. В этом случае не выраженная эмоция гнева остается внутри ребенка как камень преткновения, мешая здоровому росту. Ребенок привыкает жить, систематически подавляя свои эмоции Дети с активным стилем поведения находят косвенные способы проявления агрессии, с тем, чтобы заявить свою силу и индивидуальность. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функция агрессии здесь - это стремление заявить о своих желаниях потребностях, выйти из-под оценки социального окружения. А основная форма - разрушение чего-либо. Поэтому и агрессия здесь деструктивная.
Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в пассивном варианте он проявляет в различных формах социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. Это понятно. Дети с пассивным стилем поведения в конфликте не имеют возможности проявлять чувство гнева. Чтобы защититься от него, они отрицают само наличие у себя этого чувства. С отрицанием чувства гнева ими отрицается часть самого себя. Дети становятся робкими, осторожными, угождают окружающим, чтобы услышать слова одобрения. В некоторых случаях исчезает сама возможность хотеть чего-либо, действовать по собственному желанию. Фокусируются детские трудности в социальных страхах: не соответствовать установленным нормам, требованиям значимых взрослых.
В дошкольном возрасте дети с активным стилем реагирования в конфликте используют разные способы получения негативного внимания. Иногда для этого они прибегают к агрессивным действиям. Цель агрессии здесь - привлечение внимания к себе. Поэтому такая агрессивность - демонстративная. Дети с пассивным стилем поведения действуют противоположным способом. Они замыкаются в себе, отказываются говорить с взрослыми о своих проблемах. При длительном пребывании ребенка в этом состоянии у него формируется страх самовыражения, то есть боязнь показать окружающим свои истинные чувства. Взрослые недооценивают негативное воздействие данного страха на развитие ребенка. Однако при этом слабеет Я ребенка и через некоторое время становится заметным телесные изменения: избегание контакта глаз, скованность движений, монотонность голоса. Ребенок пребывает как бы в защитной маске. Стоит поразмышлять об этом!
Комментариев нет:
Отправить комментарий