вторник, 16 апреля 2013 г.

Первая причина нежелательного поведения детей. Запреты.

Любой ребенок время от времени ведет себя нежелательно. Какие же причины побуждают его с завидной регулярностью «играть на нервах» родителей? Все причины такого поведения условно можно разделить на те, которые связаны с поведением нас самих, и те, что обусловлены внутренними переживаниями и состоянием ребенка.  Мы остановимся на самых важных и часто встречающихся причинах.

Первая причина нежелательного поведения ребенка – чрезмерно большое количество запретов.
     Ребенок начинает протестовать, если ему не дают возможность проявлять самостоятельность, реализовывать свое «Я», Когда с помощью постоянных запретов его во всем ограничивают, он становится безынициативным и пассивным, либо неуправляемым и упрямым. Тип поведения будет зависеть от характера ребенка. Дети активные, подвижные и общительные начинают вести себя хуже, протестуя таким образом против бесконечных родительских «нет». Дети замкнутые, медлительные и впечатлительные подчиняются обстоятельствам и «плывут по течению».
     Хорошо известные факт: запреты только усиливают интерес к тому, что не разрешено. Поэтому злоупотребляя запретами, мы рискуем добиться от ребенка реакции, противоположной той, на которую рассчитываем.

     Родители, которые в общении с ребенком часто употребляют частицу «не» (не ходи, не бери, не прыгай, не лезь и т.д.). обязаны помнить: психика человека устроена так, что при постоянном воздействии одного и того же раздражителя (в данном случае слова) происходит привыкание к нему, и реакция на раздражитель постепенно исчезает.
     Это не означает, что нужно полностью исключить запреты из воспитания ребенка. Это неправильно, и невыполнимо. Но запрещать что-либо надо только в исключительных случаях.


ЧЕМ РЕЖЕ ВЫ ГОВОРИТЕ РЕБЕНКУ  «НЕЛЬЗЯ», ТЕМ ЭФФЕКТИВНЕЕ БУДЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ ЗАПРЕТ.



Когда же следует говорить «нет» и как правильно это делать?
Запреты в дошкольном возрасте (3-7 лет)
     В отличие от ребенка первых лет жизни, дошкольник уже может осознавать не только свое поведение, но и его последствия.
     Поэтому, говоря ребенку «нет», вам надо постараться аргументировать свои действия. Постарайтесь понять, чем вызван запрет: нежеланием заниматься малышом, вашей привычкой реагировать подобным образом или чем-то иным. Может быть, надо вовремя остановиться и сказать «нет» себе?
Пример: Мама постоянно одергивала свою активную дочь, говорила «нельзя» всегда, когда ей что-то не нравилось. «Не пей холодный сок!», «Не говори так громко!», «Не скачи на месте!», «Не лезь на диван!», «Не надевай эту кофту!», «Не мешай взрослым!» и так далее. В результате ребенок стал абсолютно неуправляемым  и игнорировал все запреты матери.
Почему?  Девочка привыкла к разным «нельзя» и поэтому воспринимала их только как фон для своей деятельности. Если бы мама выстроила для себя и своей дочери приоритеты, определила, что действительно делать нельзя, а что можно не заметить, то напряжения в семье можно было бы избежать.

Когда ребенку однозначно следует говорить «нельзя!»
·            Если существует опасность для жизни и здоровья малыша (например: неосторожное поведение на проезжей части дороги, игры на подоконнике…). Вы однозначно ответите «нет», если на улице «% градусов мороза, а ребенок спрашивает:»Можно мне идти без шапки?»Иногда в подобной ситуации некоторые родители начинают стыдить ребенка и возмущаться. А зачем? Если нет других вариантов , кроме отказа, нет, просто скажите об этом и переведите разговор в другое русло.
·            Если есть опасность для окружающих людей и животных (кидание камней с балкона, издевательство над животными).
·            Если поведение ребенка неприлично и не укладывается в общепринятые моральные нормы (плевки в других людей, бросание в них предметов, шлепки по лужам с целью обрызгать окружающих, ребенок высказывает оскорбления в адрес других людей, начинает сквернословить).

Когда вы будете не правы, говоря ребенку: «нельзя!»
·            Если поведение ребенка с вашей точки зрения выглядит глупо (он громко говорит в общественном месте или прыгает в магазине).
·            Если вам кажется, что малыш делает или хочет сделать то, что делать не надо (взять с собой в дорогу игрушечную собачку, пить из любимой красной чашки, надеть юбку, а не брюки, попрыгать на старом диване и т.д.)
·            Если поведение ребенка просто вас раздражает (поет в ванной, задает много вопросов и тому подобное).
     Вы также будете не правы, сравнивая его с другими детьми, которые не пачкают одежду, доедают все с тарелки, просят разрешения, чтобы что-либо взять и т.д.
     В этих случаях вы должны мягко и беззлобно объяснить ребенку свою позицию, возможно с примерами и поощрением за желательное поведение.


Говоря «Нельзя» всегда, когда вам что-то не нравится в поведении ребенка, в ответ вы скорее всего получите реакцию протеста – чтобы самоутвердиться, малыш в таком случае сделает все наоборот.



Ситуация компромисса. Когда вы говорите «нет, но…»
     Так можно говорить, когда желание крохи не является капризом, но вы не можете выполнить его по объективным причинам. В этом случае вы не просто отказываете ребенку, а тут же предлагаете альтернативный вариант: «Нет, я не могу купить тебе сейчас эту игрушку, но зато мы можем пойти гулять, и ты покачаешься на качелях!» В этом случае малыш не чувствует себя обиженным и ущемленным. Для него важнее всего понимание и любовь родителей, теплые отношения с мамой.
     Однако недопустимо, когда родители предлагают ребенку ложный компромисс.
     «Ты хочешь надеть коричневые ботинки или сапоги?» - спрашивает мама. «Сапоги, конечно», - говорит дочь. «Нет, надо надеть ботинки, так как на улице очень холодно!» - безапелляционно заявляет мама.
     Не надо создавать видимость компромисса, заранее зная, что в данном случае он не уместен или вы его не хотите. Обычно так бывает у очень авторитарных родителей, которые все решают за ребенка. Если вы даете малышу возможность сделать выбор, пусть он этим воспользуется. Нет вины ребенка в том, что он предпочел не то, что входило в ваши планы. Поэтому никогда не предлагайте малышу принять решение самостоятельно, если никакой альтернативы вашему выбору быть не может.
     Если ребенка вначале спросили, чего он хочет, услышали ответ, а потом запретили желаемое, будьте уверены: он обязательно запомнит это и в следующий раз будет более упрямым и несдержанным.
    

Комментариев нет:

Отправить комментарий