понедельник, 15 апреля 2013 г.

О своеволии

Твердость в запретах того, что вы действительно считаете вредным для ребенка, не является жестокостью.
Разумными и конкретными ограничениями вы делаете мир ребенка простым и ясным, он начинает четко видеть его границы и чувствует себя в безопасности.
Каким образом ребенок, не приносящий с собой в мир абсолютно никаких зачатков хороших или плохих качеств, делается под влиянием окружающих его взрослых своевольным?
 
     Период развития ребенка от 1 года до 2 с половиной лет – это период величайшей восприимчивости детей. Дети быстро знакомятся с окружающими предметами и с действиями этих предметов. Обращение взрослых с детьми этого периода быстро воспринимается ими; многие привычки усваиваются ребенком и делаются его потребностью. Неудовлетворение искусственно развитой потребности вызывает реакцию со стороны ребенка и делает его при нелогичном обращении взрослых то непослушным, то своевольным, то упрямым.

Искусственно развитая потребность – это  лишняя потребность, без которой ребенок мог бы прекрасно развиваться. Как же она развивается?

Пример 1. События развертываются в столовой за чаем. Мама наливает ребенку чай и подает ему. Ребенок улыбается. В это время входит бабушка (папа, сестра, няня и т.д.) наливает ему чай на блюдце и хочет ему подать. Ребенок при виде бабушки (папы, сестры, няни..) просто вспоминает какое-то неприятное для него прошедшее уже впечатление, и когда бабушка (папа, сестра, няня…) наливает ему чай из чашки в блюдце, начинает хныкать. Мама, не выдерживающая хныканья своего ребенка или приписывающая его привязанности ребенка к ней, бежит к своему ребенку, отгоняет бабушку (папу, сестру, няню…) от него, и сама его кормит. Понятно, что, если подобная история повторяется несколько раз, ребенок приучается к тому, что во время его плача во время чая бабушка (няня, сестра, папа..) удаляется, а мама к нему приближается. Это и есть искусственно развитая потребность – чтобы именно мама наливала ему чай.
     Ребенок достиг своей цели: его воля стоит выше воли матери. Это и есть начало своеволия.
Пример 2, Ребенок, привыкший переходить быстро с одного предмета на другой, сидит за обедом: он оставляет свою тарелку и заглядывает в тарелку матери, ему понравилось то, чего у него нет. Но мама не расположена или не хочет, чтобы ее ребенок ел то, что ему не дают. Она говорит ему, что ему этого нельзя есть, и что у него своя тарелка: но он не обращает внимания на ее слова и начинает хныкать, а потом плакать. И здесь мама сдается и уступает: ребенок получает что-нибудь из ее тарелки. В этом случае воля ребенка также выше воли старших, он настоял на своем.
     Таким образом, ребенок привыкает всегда быть удовлетворенным в тех желаниях, которые не нравятся взрослым. Со временем ребенок доходит до того что никогда не хочет того, что ему предлагает взрослый, а всегда другого.
      Когда ребенок сделался своевольным, тогда он начинает управлять (в буквальном смысле слова) целым домом. От его крика содрогаются все домашние, и ни одно приказание не выполняется так точно, как его. Такой ребенок становится деспотом всего дома.
     Родители, воспитывающие таким образом, делают все, по их убеждению и словам, для пользы своих детей: они исполняют желания последних, для того, чтобы они не страдали. Между тем ни один ребенок так не страдает, как своевольный ребенок. Целый день с утра до вечера проходит для такого ребенка в мучениях, т.к. взрослые исполняют его прихоти не сразу, а через какой-то промежуток времени: взрослые же думают: авось ребенок теперь покорится.
     Промежутки между обнаруживанием прихоти ребенка и исполнением этой прихоти взрослыми и есть период самых мучительных минут в физическом и нравственном отношении для маленького ребенка. Своевольный ребенок никогда не пользуется хорошим здоровьем, тело его изнурено вследствие усиленных страданий, которые он постоянно испытывает.
     Раздраженное состояние своевольных детей доходит иногда до такой значительной степени, что они отвергают без всякой причины все то, что им предлагает взрослый. Ребенок сидит на полу в апатичном состоянии, вы его поднимаете, он начинает плакать; вы его сажаете на пол, он еще больше плачет; вы уходите от него – он плачет. Словом, чтобы вы не предприняли с вашим ребенком, все возбуждает в нем неудовольствие.
     Таким образом, ребенок делается своевольным вследствие нелогичного обращения с ним взрослых, говорящих одно, а делающих другое.
     Какими же должны быть педагогические приемы, чтобы дети не сделались своевольными? Приемы очень простые: доставляйте вашему ребенку только то, что ему необходимо для развития; не предлагайте вещей, ему не нужных; старайтесь, чтобы ваше поведение с ребенком было логичное, последовательное.
     Если вы сказали, что следует делать то-то и то-то, то не берите назад свои слова после отказа ребенка, а настаивайте на своем. Будьте твердыми, и ваш ребенок будет твердым. Старайтесь вместе с тем и предугадать желания ребенка, чтобы предложенное вами, было воспринято им с удовольствием. Не будьте сами своевольны относительно вашего ребенка, и он не сделается своевольным. Своеволие ребенка только невольная реакция на ваше своеволие.

Что можно делать, чтобы отучить ребенка от своеволия?

     В первую очередь необходимо подумать над собственными поступками и проделать ряд логических действий, до тех пор, пока ребенок увидит бесцельность своего поведения.
Пример. Своевольный ребенок держит в руках сухарь и видит у сестренки хлеб; он бросает свой сухарь и начинает плакать, чтобы ему дали хлеб. Мама, знающая, что это желание получить хлеб есть именно своевольное желание (т.к. до этого ребенок бросил свой хлеб и попросил сухарь), не обращает ни малейшего внимания на плач ребенка, оставляя его желание неудовлетворенным. Ребенок поплачет, пока ему не надоест и перестанет. Если крик ребенка усиливается так, что становится невыносимым для мамы, она преспокойно берет плачущего ребенка на руки, выносит его в другую комнату, где ребенку предоставляется плакать по его усмотрению.
     Итак, самое важное правило: ваши действия выполняются постоянно в одном и том же направлении и после, и во время сильнейшего крика ребенка; плач сопровождается наказанием, из него вытекающим, т.е. если он негромкий – оставить ребенка плакать, пока не перестанет, не дав ему все-таки желаемого; а если плач громкий – пронзительный или физически вредящий взрослому, оставить его одного в комнате. Разумеется, комната, где вы оставляете ребенка, не должна содержать таких вещей, которые могли бы нанести ему или взрослым физическое повреждение.
     Своеволие развивается и у взрослых детей, избалованных не с  самого детства, а позднее. Это происходит в тех семьях, где ребенка вдруг начинают баловать вследствие хорошей учебы. Ребенок быстро замечает, что любовь к нему выражается теперь материально, и он, прощаемый раз, два, три уступками матери, делается своевольным на долгое время, а иногда и на всю жизнь.

Логичное, строго обдуманное, последовательно обращение с детьми всех возрастов необходимо для того, чтобы не сделать из них своевольных деспотов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий