вторник, 16 апреля 2013 г.

Причины нежелательного поведения детей. Агрессивность.

      Слово «агрессия» - это деструктивное, разрушающее и враждебное поведение в отношении окружающих людей. А агрессивность – это черта личности, которая, с одной стороны, определяется врожденными особенностями темперамента ребенка, а с другой – стилем общения и воспитания в семье.
     Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются следующие:
·        физическая – использование физической силы против кого-либо или чего-либо;
·        вербальная (словесная) – проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной форме;
·        аутоагрессия – агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.
     Надо помнить, что не всегда агрессивное поведение ребенка обусловлено агрессивностью, а агрессивность также не всегда приводит к агрессивным действиям. Почему? Потому что агрессивность помимо отрицательных черт (раздражительность, обидчивость, негативизм и прочее) имеет и множество положительных черт: независимость, самостоятельность, активность, умение достигать своих целей, уверенность, инициативность.
     Маленькие дети в силу своей импульсивности, неумения контролировать себя демонстрируют в большей степени отрицательные стороны агрессивности. Малыш может бессознательно проявлять агрессию, за которой может стоять неумелая попытка начать общение со сверстниками.
     Активный, дерущийся и отбирающий у других детей игрушки малыш, безусловно более агрессивен, чем остальные дети. Жесткая, авторитарная мама (папа), чрезмерно требовательная и нередко использующая телесные наказания, будет иметь либо чрезмерно застенчивого ребенкаЮ либо очень агрессивного.
     Родители, которые уделяют слишком мало внимания активному неугомонному малышу, также рискуют столкнуться с проблемой детской агрессивности достаточно рано. Во время вспышек агрессии на ребенка бесполезно как-либо воздействовать, разумнее научить его выплескивать отрицательные эмоции социально приемлемым способом.
Как можно помочь агрессивному малышу.
·        Прежде всего такому ребенку требуется постоянное доброжелательное внимание.
·        Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества агрессивного ребенка (порицание только подкрепляет негативные стороны агрессивности).
·        Необходимо предложить малышу приемлемые способы выражения гнева и раздражения (например, громко спеть вместе любимую песню, поиграть в игру «Кто громче кричит», устроить морской бой в ванной и т.д.)
·        Почаще рассказывайте ребенку о своем детстве, о своих победах и поражениях, вспомните, в каких трудных ситуациях вы оказывались, как с ними справлялись, что переживали.
·        Чаще говорите малышу о своих чувствах и желаниях. Например: «Я сейчас чувствую себя уставшей, посижу немного одна, потом поиграем вместе».
·        Старайтесь управлять собственными негативными эмоциями. Если в семье принято снимать напряжение скандалами и криками, то агрессивность может стать устойчивой чертой характера вашего ребенка.
·        Заранее настройте ребенка на неприятную или просто новую ситуацию, будь то поход к врачу или в гости.
·        Поскольку агрессивные дети нередко страдают мышечными зажимами и испытывают напряжение, старайтесь чаще играть с ними в подвижные игры, которые заканчиваются реоаксационными упражнениями.
·        Купите малышу безвредные краски, которыми можно рисовать руками. Через рисунок ребенок выплескивает свои эмоции, снимает напряжение.


Помните, что нельзя постоянно сдерживать негативные эмоции. Ругая ребенка, любыми способами подавляя его враждебное поведение, вы ухудшаете нервно-психическое и соматическое состояние малыша. Эмоции, загнанные внутрь, усиливают стрессовое состояние и приводят не только к плохому поведению, но и к неврозу.



Словесная агрессия в детском возрасте.
    
Речевая агрессия может быть связана с общей агрессивностью ребенка, и тогда будет проявляться постоянно, но может быть и ситуативной, спонтанной реакцией на отрицательные события и переживания. В первом случае ребенок осознанно оскорбить своего товарища, во втором – речевая агрессия носит оборонительный характер и ребенок просто импульсивно выплескивает в обидных словах свое неудовольствие.
Типичные ситуации, в которых возникает речевая агрессия:
·        отказ принять в игру, соперничество при распределении ролей в игре
·        Запреты со стороны взрослых (нельзя смотреть мультфильмы, есть конфеты и т.д.)
·        Ограничение свободы (родители не дают ребенку самому одеться, нести продукты из магазина и т.д.)
·        Собственные неудачи (не получается что-то нарисовать, вылепить, построить)
·        Усталость (после детского сада, дополнительных занятий)
·        Любая несправедливость (обвинение в том, в чем ребенок не виновен)
·        Невнимание со стороны взрослых )перебивают, не слушают)
·        Ответная реакция на грубость со стороны взрослых или сверстников.



Приемы, позволяющие устранить агрессию в детской речи:

·        Игнорирование. Если поведение ребенка не является угрожающим, то можно продемонстрировать невозмутимость и промолчать, чтобы остановить хамство. Как правило, общение в конфликтной ситуации идет по принципу «я ему слово, а он в ответ десять». Словесная «драка» однозначно завяжется, если ответить на вызов ребенка («ты плохая, ты не купила мне куклу!». Игнорирование оказывает тормозящее психологическое воздействие на агрессора, и он замолкает.
·        Переключение внимания. Если ребенок не проявляет сильной целенаправленной агрессии, то можно переключить его на позитивное состояние или конструктивное поведение. Например, малыш злится, бурчит, обижается на то, что свои обещания родители не выполнили. Можно отреагировать так: «Прости, пожалуйста, сегодня я очень устал, давай вместо футбола порисуем». Или в ответ на грубость поделиться с ребенком новой, интересной для него информацией, показывая, что вы понимаете его состояние: «Я понимаю, что ты чем-то обижен, давай вместе подумаем, как разрешить эту ситуацию, а в субботу можем пойти в кино смотреть мультики».
·        Юмор или шутка. Юмор и агрессия несовместимы, поэтому эмоциональное напряжение можно снять добродушным смехом. Нельзя использовать шутки неприязненного, оскорбительного содержания. Сарказм, насмешка, издевка, язвительные высказывания не имеют отношения к доброй шутке и юмору.
·        Доведение до абсурда. В этом случае агрессивное высказывание при его усилении теряет всякий смысл. Например: «Здорово ругаешься, но тихо, давай во все горло!»
·        Частичное согласие. В случае гневных протестов, грубых отказов в ответ на просьбу иногда этот метод неожиданно помогает. Нужно внимательно выслушать ребенка, понять его претензии, по возможности частично их удовлетворить, добиваясь выполнения общей просьбы6 «Хорошо, ты можешь еще 5 минут посмотреть мультфильм, но потом обязательно пойдешь спать!»
·        Привлечение «союзников». Это ссылка на авторитетное для ребенка лицо. Например: «Пап бы очень расстроился, если бы услышал такое!»
·        Соблюдение ритуалов в случае негативного высказывания. Вместо того, чтобы говорить ребенку:»не обращай внимание» или «Дай сдачи», лучше вспомнить защитные фразы, охраняющие от словесных нападок: «Кому нравится дразниться – с тем не буду я водиться!», «С тем, кто любит обзывать, мы не будем играть!».
·        Прямое порицание. Достаточно часто возникают ситуации, когда вышеперечисленные приемы оказываются просто неприемлимы: грубое оскорбление, угроза физической расправы, коллективные насмешки и т.д. Тогда необходимо однозначно показать негативное отношение к речевой агрессии ребенка. «Ты ведешь себя очень некрасиво, мне очень не нравится, когда ты ругаешься! Пожалуйста прекрати!» или «Я не доволен, когда дети так грубо высказываются!»
·        Выпустить пар. Дайте возможность ребенку выговориться, выслушайте его. За вами останется «последнее слово», а у ребенка будет возможность снять эмоциональное напряжение. После того как малыш немного успокоится, можно обсудить ситуацию: «Я понимаю, что ты сильно рассержен, давай вместе все обдумаем».
·        «Мусорная корзина». Метод, который заключается в том, что табу с хамства снято, но ставятся строгие пространственные ограничения. Напрмер, разрешено ругаться только в определенном месте – там, где стоит мусорное ведро (желательно для этих целей завести мусорную корзину – для бранных слов). Объясните ребенку: «Ни мне, ни папе неприятно слышать плохие слова! У нас никто так не ругается, поэтому скажи, пожалуйста, все это над мусорным ведром!» Для «мусорных» слов должно быть соответствующее место. Не забудьте, чтобы ребенок вытряхнул свое мусорное ведро в мусоропровод!

Комментариев нет:

Отправить комментарий