понедельник, 15 апреля 2013 г.

Кризис трех лет

К трем годам родители часто обнаруживают, что с малышом не так-то просто справиться. Он вдруг перестает слушаться, а то, что совсем недавно принимал как должное, теперь вызывает у него бурю протеста.
Почему же это происходит?

«Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет»
                  Франсуа Ларошфукj

 
     Мама в ужасе: с ребенком стало твориться что-то страшное! Частые истерики, порой на грани припадков: попробуй не купи игрушку, падает на пол и вопит как резаный! Невероятное упрямство, непослушание…» Слезь! Это мой стул, я на нем сидел!» - кричит папе, и в глазах неподдельный гнев. Что случилось с малышом? «Упустили момент, и у нас растет какой-то монстр!» - в тревоге констатируют родители. «Распустили донельзя!» - ворчат соседские бабушки и прохожие.
     А у ребенка просто кризис, кризис трех лет, необходимый для его взросления как воздух. Именно на третьем году жизни малыш впервые настойчиво извещает нас: «Я сам! Я уже взрослый!»
     Подобных кризисов в жизни ребенка несколько, и каждый из них может стать созидательной и прогрессивной ступенькой роста. Именно в три года важно поддержать стремление малыша к самоутверждению и взрослости! Кризис будет нарастать постепенно, достигнет бурного пика – с истериками и конфликтами, а потом сойдет на нет, став для малыша великой школой жизни.
     Важно отличать нормальные проблемы роста от избалованности либо капризов малыша, связанных с нехваткой маминой любви или тепла.
     Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5-4 года.

Семь признаков кризиса трех лет
1.     Негативизм. На ВСЕ предложения взрослых ребенок заведомо отвечает отказом.
- Машенька, пойдем гулять?
- Не-ет! Не пойдем!
- Ну хорошо, тогда дома поиграем!
- Не-ет! Не хочу дома!
-Пойдем тогда в гости сходим.
-Не-ет! Не пойдем в гости!
Ребенок отвечает отказом только потому, что предложение исходит от взрослого. На самом деле малышу хочется гулять! Да и в гости ох как хочется, но ведь не он это предложил…
2.     Упрямство.  Малыш настаивает на чем-то только потому, что он сам это предложил.
- Купи шарик!
Мама покупает, но через минуту шарик уже не нужен.
- Купи машинку!
- Она тебе нужна?
- Да-а-а!
Через минуту интерес к машинке иссяк, и она валяется без колес. Объяснение простое: ни шарик, ни машинка на самом деле не интересны, важно настоять на своем. Попробуй мама не купи-истерика! Но упрямство нужно отличить от настойчивости: в другие моменты машинка представляет настоящий исследовательский интерес и долго служит верой и правдой.
3.     Строптивость. Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Категорически отказывается умываться, есть, гулять с собакой.
4.     Своеволие. Теперь всегда на первый план выходит то самое до боли знакомое «Я сам!». Ребенок норовит делать все сам, что умеет и не умеет. Многое пока не получается, он понимает, что нужно обратиться за помощью к взрослому, но гордость не позволяет, ведь он и сам уже взрослый! Бедного маленького человека раздирает внутреннее противоречие: и сам не могу, и просить взрослых не могу. Конфликт, горе, истерика, рев…
Бывает удобнее сделать что-то за ребенка, ведь так быстрее. Но этим вы лишаете его радости от процесса деятельности.
5.     Протест, бунт. Малыш со всеми идет на конфликт, причем родителям кажется, что он злостно издевается над ними. Бросает игрушку:
- Подними! – командует маме.
- Нет уж, сам подними.
- Не могу-у! Ты подними! – и истерика.
6. Обесценивание. Демонстративно ломает игрушки, рисует по стенам. Может ввернуть в речь грубые, и даже матерные слова, услышанные где-то. Он напоминает: «Я здесь главный!» Ребенок может начать ругаться, дразнить и обзывать родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.
7. Деспотизм и ревность.
- Я сказал, что папа будет сидеть на этом стуле, а не в кресле! Попробуй пап пересесть – истерика! Если в семье есть другие дети, маленький деспот будет назло выбрасывать их игрушки, сталкивать «соперника» с маминых коленей.

Что в это время происходит с ребенком?
Главное содержание каждого возрастного кризиса – это формирование новообразований, т.е. возникновение нового типа отношений ребенка со взрослыми, смена одного вида деятельности другим. Например, при рождении малыша происходит приспособление к новой для него среде, формирование ответных реакций. Новообразования кризиса одного года – становление ходьбы и речи, возникновение первых актов протеста на «неугодные» действия взрослых. Для кризиса трех лет важнейшим новообразованием является возникновение нового чувства  Я, «Я сам». За первые три года своей жизни маленький человек осваивается с окружающим миром, привыкает к нему и обнаруживает себя как самостоятельное психическое существо. В этом возрасте наступает момент, когда ребенок обобщает весь опыт своего раннего детства, и на основе его реальных достижений у него складывается отношение к себе, появляются новые характерные черты личности. Еще недавно малыш, смотрящий в зеркало, на вопрос «Кто это?» гордо отвечал: «Это Рома». Сейчас он говорит: «Это я», понимает, что это он изображен на собственных фотографиях, что это его, а не какого-то другого малыша, чумазая рожица улыбается из зеркала. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Осознавать свое «Я» малыш начинает под влиянием возрастающей практической самостоятельности. Именно поэтому «Я» ребенка так тесно вязано с понятием «Я сам».  Ребенок начинает пробовать свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия – важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.  Ребенку важно, чтобы окружающие люди всерьез относились к его самостоятельности. И если ребенок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания – он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. 3 года – это тот возраст, когда начинает формироваться воля, и связанные с ней качества – независимость и самостоятельность. Конечно, давать ребенку в три года право на полную самостоятельность совершенно неправильно. Важно просто почувствовать происходящие в ребенке перемены, изменения в его мотивационной сфере и отношении к себе.
Детско-родительские отношения должны быть основаны на уважении и терпении родителей. Меняется отношение ребенка к взрослому. Это уже не просто источник тепла и заботы, но и образец для подражания. Важно помнить, что у ребенка появляется желание продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. В этом возрасте появляется и обостренное чувство собственного достоинства – повышенная обидчивость, эмоциональные вспышки по пустякам, чувствительность в отношении признания достижений родителями, бабушками и другими значимыми и важными в жизни малыша людьми.
Пик кризиса – истерики. Причем если до двух лет они тоже порой случались, но были связаны с переутомлением, и значит, нужно было успокоить и помочь, то, теперь истерика стала инструментом манипуляции. Ребенок как будто испытывает (подсознательно конечно!), поможет такой способ добиться своего или нет. Кстати, истерики требуют зрителей-вот, почему малыш так любит устроить сцену в магазине, на детской площадке или прямо посреди городской улицы.

А каково вашему трехлетке?

Поскольку период упрямства является кризисным не только для вас, но и в первую очередь для самого ребенка, он часто бывает подвержен негативным эмоциям. Дети очень чувствительны и ранимы в этом возрасте. Они объективно не могут быть всегда «хорошими». Для них очень важно знать, куда им деть злость, обиду, страх, если что-то не получается, что-то идет не так, как хочется. Не стоит внушать малышу, что «хорошие мальчики никогда не сердятся» или «нельзя обижаться на мамочку» и т.п. Подобным образом вы даете ребенку запрет на переживание отрицательных эмоций. Но он, как любой человек, не может быть лишен их. В различных ситуациях он все равно испытывает «плохие чувства», но запрещает себе показать их или сказать о них. Рано или поздно они прорываются наружу, и зачастую, в преувеличенной форме, так что справиться с ними самостоятельно малыш уже не может. Он переживает страшное чувство вины, готов наказать себя – и нервной системе, а вслед за ней и здоровью может быть нанесен непоправимый вред. Что же делать?
     Нужно показать малышу разрешенные способы отработки негативных эмоций. Такие эмоции, как обида и злость, прекрасно проигрываются в подвижных играх. Побросайте с малышом мячик, устройте бой на воздушных мячиках, поиграйте в кричалки или сопелки по примеру Вини Пуха, поколотите непослушную глину, из которой никак не выходит мишка. Будьте сами как можно более эмоциональны в этих играх. Играя со своим ребенком, вы не только поможете ему освободиться от неприятных эмоций, но и сможете ненавязчиво проследить за тем, чтобы «буйство» не вышло за рамки допустимого и безопасного. Кроме того, малыш поймет, что в любых ситуациях вы его любите, стремитесь понять и поддержать. Он будет более откровенен с вами, а значит, вы легче сможете помочь ему в трудные для него моменты. Вы можете рассказать малышу о том, что с вами тоже случались похожие неприятности в детстве, и поделиться опытом, как можно избавиться от них. Ребенок будет благодарен вам за откровенность, для него это знак поддержки и доверия. Только не ждите, что он тут же воспользуется именно вашим рецептом. У него должно созреть свое собственное решение.
     Ребенку в это время тяжело. Он не понимает, что с ним происходит, и он не в состоянии контролировать свое поведение. И ему нужна ваша поддержка.  Не забывайте хвалить малышей за хорошее поведение и поощряйте самостоятельность. «Катюша молодец! Маленькие детишки не умеют убирать за собой игрушки, а Катюша умеет». Расскажите папе, пришедшему с работы: «Сегодня Катюша такая умница – сама днем спать легла». Это поможет сформировать у ребенка положительный образ себя.
     Если родители поощряют желание ребенка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более ответственно. При этом, конечно, нужно помнить, что организация безопасного пространства для ребенка целиком лежит на родителях. Также нужно понимать, что терпение не означает вседозволенность, а поддержка-беспрерывное восхваление любых детских проявлений.
     Для ребенка важно иметь разумный набор ограничений, и слово «нельзя» должно входить в круг известных ему понятий.
     Несколько правил пользования словом «нельзя»:
·         Запретов должно быть немного, чтобы у ребенка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля.
·         Запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи. Маме и папе нужно выступать единым фронтом, не внося сумятицу в сознание ребенка.
·         Запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих целей. Лучше это сделать, переключив внимание ребенка на что-нибудь другое.

Комментариев нет:

Отправить комментарий